Однажды Махатма Ганди сказал: «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь».
Это высказывание очень точно описывает жизненный путь другого великого человека — русско-американского поэта Иосифа Бродского.
Сначала к нему относились несерьезно. Потом назвали хулиганом за прочтение «Еврейского кладбища», аннулировав выступление. Затем вызвали в КГБ за публикацию пяти стихотворений в самиздатовском журнале «Синтаксис». В 1964 году Бродского судили за тунеядство и отправили отбывать ссылку в деревню Норенскую, где поэт провёл полтора года.
Но даже после его освобождения государство не могло оставить поэта в покое, из-за чего Бродскому пришлось эмигрировать в США. Там он почувствовал свободу для жизни и творчества и получил мировое признание. Актуальность творчества и интерес к личности поэта не пропадает даже через десятилетия после его смерти.
Первым российским музеем, посвященным жизни и творчеству нобелевского лауреата, стал музей в Норенской деревне. В канун 80-летия со дня рождения Бродского завершается процесс передачи Дома-музея поэта в деревне Вельскому краеведческому музею.
«Это большая честь и большая ответственность. Неравнодушные коношане — журналисты, библиотекари, музейщики — при поддержке Правительства Архангельской области и благотворителей отреставрировали полуразрушенный дом, в котором Бродский жил во время административной ссылки в 1964-1965 годах, — рассказала The Moscow Times Галина Верёвкина, старший научный сотрудник Вельского краеведческого музея имени В.Ф. Кулакова. — Коллектив музея провёл очередной десант в деревню, чтобы 24 мая, в день рождения поэта, официально принять Дом-музей Бродского в оперативное управление и по сложившейся традиции посадить в огороде картошку».
В сентябре планируется открытие обновленного Дома-музея Бродского в Норенской для посетителей.
Но одним из главных культурных событий 2020 года будет открытие дома-музея И.А. Бродского в Санкт-Петербурге, которое откладывается до окончания карантинного режима.
«Как и любой гений, Бродский опередил свое время. Его идеалы независимости личности, призыв отличаться "лица необщим выраженьем", актуальны в сегодняшнем предельно индивидуалистическом мире», — сказал исполнительный директор Фонда музея Антон Алексеевский.
Сотрудник «Международного Мемориала» Константин Львов объясняет популярность Бродского неэлитарностью поэта: «Причины актуальности творчества Иосифа Бродского… я бы искал в его созидании собственной личности. Он никогда не был приверженцем каких-либо массовых движений. Бродский держался в своей жизни крайнего индивидуализма, самостоятельности мышления, оригинальности и эксцентричности. Несмотря на то, что Бродский безусловно является поэтом Петербурга, наследником Серебряного века (и это сразу признали эмигранты первой волны), он единственный из значительных русских поэтов второй половины ХХ века, кто был пролетарием, разнорабочим. Он был не столько лириком, сколько философом… маэстро остроумной беседы с глазу на глаз или с любознательной аудиторией, умевшим и говорить, и слушать».
Актер Максим Пинскер, отмечая популярность Бродского, выразил противоположное мнение: «Бродский популярен, но, скорее, среди интеллигенции, так как если большинство и слышало фамилию поэта, то не знакомо с его творчеством».
Вторую половину жизни поэт провёл в США, преподавая в шести различных университетах. Библиотека Конгресса США присвоила ему звание поэта-лауреата на 1991-1992 годы. В этот период Бродский многое сделал для популяризации американской поэзии.
«Взрослеющий в профессиональном отношении поэт должен переболеть Бродским, как человек в детстве переболевает некоторыми детскими болезнями и вырабатывает иммунитет, — говорит Максим Павлов, профессор из Калифорнии, автор многочисленных работ по русской литературе XX века, лично знавший Иосифа Бродского. — Те, кто не смог переболеть, остаются поэтическими если не инвалидами, то серьезно ослабленными людьми».
«Тема потерь, бытия человеческого существа, стачиваемого жизнью, как наждачной бумагой, и сквозь это — тема отчаянных попыток прорыва в высшие сферы, туда, где не существует ни потерь, ни бренности, ни самого времени — всё это общечеловеческое, и никуда не девается. Какой эта тема была при жизни Бродского, такой она остается и для поколения, родившегося уже после его смерти. Бродский выразил ее с предельной искренностью и пронзительностью. Те, кто способен это слышать — слышат».