Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Кто заменит Карла Лагерфельда

Назначение Кима Джонса в Fendi показывает направление развития моды

Гендиректор Christian Dior Couture Пьетро Беккариа, дизайнеры Ким Джонс и Карл Лагерфельд на показе Dior Men (слева направо)
Гендиректор Christian Dior Couture Пьетро Беккариа, дизайнеры Ким Джонс и Карл Лагерфельд на показе Dior Men (слева направо) Фото: Kim Jones/instagram

Итальянский модный дом Fendi выбрал преемника Карла Лагерфельда, им стал креативный директор мужских коллекций Dior дизайнер Ким Джонс. Он займет должность, более 50 лет принадлежащую покойному Кайзеру моды (Лагерфельд скончался в феврале прошлого года) - главного дизайнера женских коллекций Fendi. В этом качестве Джонс будет руководить теми же направлениями, что и его знаменитый предшественник - высокая мода, pret-a-porter и меховые коллекции для женщин. Линию кожаных аксессуаров (самую прибыльную для Fendi) и мужские коллекции продолжит делать Сильвия Вентурини Фенди (ровно также она делила обязанности и с Лагерфельдом). Работу в Dior Джонс при этом сохранит.

И Dior, и Fendi принадлежат крупнейшему в мире игроку на рынке люкса - холдингу LVMH. Почти любое управленческое решение его владельца Бернара Арно обычно дает понять, в какую сторону дует ветер в модной индустрии. Особенно если оно касается ключевых кадровых назначений - а Fendi один из главных брендов в портфеле LVMH. (Холдинг не всегда публикует выручку отдельных брендов, но в 2017 г. объявил, что Fendi впервые в своей истории перешагнула знаковую для любой модной марки отметку в $1 млрд). Так о чем говорит назначение Кима Джонса на место легендарного Карла?

Первый и очень важный вывод - похоже, все слишком рано похоронили натуральный мех. Раз Арно сохраняет это направление в Fendi и даже определяет на фронт одного из лучших людей в своей команде, возможно, нас скоро ждет возвращение меха. Да, сейчас для него не лучшие времена и кажется, что ренессанс невозможен. Но мода переменчива, в том числе мода на воззрения. Сейчас искусственный мех выигрывает у натурального, прежде всего - в категории экологичности. Но этот вопрос не бесспорен: производство искусственного меха ничуть не менее травматично для природы, чем производство любой другой одежды, а утилизация тонн шуб из пластика - огромная нагрузка для окружающей среды. Сильный урон репутации меха наносит все, что связано с убийством животных. Но если удастся развернуть общественное мнение в этом вопросе, то эра меха вполне может вернуться.

Второе - фокус на совмещение высокой моды и спорта остается.

Джонс считается одним из на самом деле очень немногих дизайнеров, кто способен соединять мир роскоши и уличной одежды гармонично. Он доказал это в Louis Vuitton, где сумел вписать в коллекции узнаваемые и спортивные элементы, и необходимые для продаж монограммы марки. Именно Джонс подстегнул феномен Luxury street style одежды благодаря знаменательному сотрудничеству в 2017 г. с Supreme, культовым нью-йоркским брендом одежды для скейтбординга. И он вновь подтвердил свои способности в Dior, когда на пике популярности спортивного стиля решил обратиться к ценностям высокой моды - дорогим материалам, выполненной вручную отделке, сложному крою. Джонс так ловко вписал драпировки, шелк и мех в мужской гардероб, что носить эту одежду, не опасаясь выглядеть нелепо, смогли не только модели и рэперы, но и обычные мужчины.

Но в коммюнике о назначении Джонса сам Арно, Сильвия Фенди и генеральный директор марки подчеркивали не столько его выдающийся талант (это почти само собой разумеющаяся оговорка для таких документов), сколько невероятную способность смело пересматривать наследие исторических модных домов и адаптировать его к современности, его дар чувствовать время и быть созвучным текущему моменту. Проще говоря, Ким Джонс прекрасен не только даром дизайнера, но и тем, что в свои 47 лет отлично понимает, что нужно самой перспективной аудитории - миллениалам и тем, кому сейчас только 20.   

Именно представители поколений, родившихся после 1981 г. (поколения Y, так называемые миллениалы, и Z (рожденные в эпоху интернета) считаются теми, кто обеспечит 85% роста глобального рынка роскоши. Уже сейчас на эти два поколения приходится треть покупок люксовых товаров, а к 2025 г. они будут представлять 45% от глобального числа покупателей таких товаров. И этих новых потребителей роскоши интересуют не классические костюмы, сорочки и галстуки. По мнению экспертов Bain & Co., 5%-ный рост люксу в 2018 г. обеспечили продажи кроссовок, футболок и пуховиков.

Но для того, чтобы разговаривать с желаемой молодежной аудиторией на одном языке, мало продавать им футболки и самому ходить в кроссовках. Если копировать только форму и пытаться угодить, то получается не круто, а неуместно - как российские звезды, когда пытаются подражать американским рэперам. Чтобы быть адекватным современности, нужно не носить молодежную одежду, а быть согласованный с текущей повесткой. И судя по решениям Джонса, он такой и есть.

Например, современный мир очень чувствителен к вопросам культурной апроприации. То что прежде считалось вдохновением, сейчас вполне могут расценить как неэтичное обращение с чужим наследием. И Джонс не чурается делить славу и не пытается приписать себе чужие идеи: самые экономически успешные и громкие из его коллекций в Louis Vuitton созданы в сотрудничестве с маркой спортивной одежды Supreme или художниками Чепмен. А с момента перехода в Dior он создавал коллекции с участием прекрасных художников Дэниела Аршама, Кауса и Амоако Боафо, знатока одежды для серфинга Шона Стасси и Air Jordan. С последними он придумал одну из самых востребованных моделей кроссовок 2020 года - ограниченную серию Air Jordan 1 OG Dior. (гендиректор Dior объявлял, что будет выпущено 8000 таких моделей, а заявок на них поступило свыше 3 млн).

Вся жизнь сейчас идет в соцсетях? Мистер Джонс не играет в затворника и активно ведет аккаунт в Инстаграм, где охотно размещает фотографии с известными друзьями - Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Донателлой Версаче, Дэвидом и Викторией Бекхэм. 

Даже то, что он будучи дизайнером мужской одежды, станет делать женскую, - вполне в духе времени. «Что в большой степени определяет текущее время, так это флюидность во всех смыслах, и особенно гендерная. Отсюда и потребность в таких креативных лидерах во главе департаментов женских коллекций, как Ким Джонс», - комментирует назначение дизайнера Флориан де Сен-Пьер, HR-консультант в сфере моды. 

Недостаток у Джонса по нынешним меркам только один - он цисгендерный белый мужчина. Но и этот неблестящий факт Джонс нивелирует своевременными решениями. Для моды необычайно важны вопросы инклюзивности, гендерного и расового разнообразия, а бренды LVMH в этом вопросе частенько буксуют. Джонс тоже становился объектом критики, например, за то, что в его показе участвовали только модели с белой кожей. Извинениями Джонс не ограничился: выход новой коллекции летом этого года пришелся на время Black Lives Matter, и ее представили только темнокожие модели, а автором рисунков на некоторых предметах одежды стал гаитянский художник Амоако Боафо.

Первую коллекцию для Fendi Ким Джонс представит на Неделе моды в феврале 2021 г.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку